Локомотивное депо Славянск ТЧ-2
Категории раздела
Мои статьи [11]
Каталог Ваших статей [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 304
Слушать радио онлайн
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

биография В.Н.Кудрявцева

В профессию машиниста локомотива были влюблены мой отец и дедушка. Знаю, что и прадед был железнодорожником. Трудовая династия Гетьманских оборвалась на мне. Но до сих пор помню, как отец примерял на меня свою форменную фуражку с золотистой кокардой, сожалея, что я не смогу стать продолжателем дела его жизни…

А вот трудовую династию железнодорожников Кудрявцевых Ивана Ефимовича и Николая Ивановича сегодня продолжают Виктор Николаевич Кудрявцев и его сын Виталий. Если учесть, что и прекрасная половина родни Кудрявцевых свою трудовую деятельность тоже связала с железной дорогой, то на сегодня их общий железнодорожный стаж составляет 124 года.

В 2002 году Виктор Кудрявцев стал заместителем начальника локомотивного депо Славянск по эксплуатации. Но 14 предыдущих лет, проведенных машинистом Кудрявцевым в кабине электровоза ВЛ-8, он и сегодня считает самыми яркими и почетными в своей трудовой биографии и вспоминает о них с легкой грустью.

О том, что однажды станет машинистом и поведет большой железнодорожный состав дорогами Донбасса, Виктор знал с детства. До сих пор хорошо помнит воодушевленные рассказы деда о профессии, которую в семье все без исключения считали очень почетной. А однажды, посчитав необходимым подкрепить теорию практикой, дед рискнул взять внука с собой на паровоз... «Тогда я был окончательно покорен, - рассказывает Виктор Николаевич, - увидев, как человек управляет такой большой махиной, ведет по рельсам огромный состав. Я понял, что это и есть та настоящая мужская профессия, которой я должен овладеть, во что бы то ни стало».

Так и случилось. После окончания шестой школы Виктор Кудрявцев успешно сдал экзамены в Славянский техникум железнодорожного транспорта и стал студентом самого популярного факультета «Электротяговое хозяйство». Учеба в техникуме тоже легко давалась Кудрявцеву, но с еще большим интересом он проходил производственную практику, горя желанием поскорее начать самостоятельную трудовую деятельность, предвкушая прелесть рабочих будней помощника машиниста.

После окончания техникума он получил направление на работу в локомотивное депо Славянск. И вот, когда Виктор Кудрявцев уже стоял у порога своей почти сбывшейся мечты, руководство депо предложило ему… продолжить учебу в Днепропетровском институте инженеров железнодорожного транспорта, выдав направление. Родители тоже были единодушны и настойчиво порекомендовали сыну продолжить обучение в вузе. «Я тогда рискнул бы «завалить» вступительные экзамены в институт, - делится своими отчаянными юношескими рассуждениями Кудрявцев, - но вкладыш к моему техникумовскому диплому с хорошими оценками говорил о том, что для поступления мне достаточно пройти собеседование». И он его, естественно, прошел.

Уже во время учебы в вузе, на первых же летних каникулах, Кудрявцев наконец-то осуществил свою мечту и поехал помощником машиниста. Так было и после окончания второго курса, и позже. Вскоре Виктор Кудрявцев достойно выдержал экзамен на Приднепровской железной дороге и получил там права помощника машиниста.

Правда, по возвращении в Славянск дипломированный специалист с высшим образованием Кудрявцев хвастать этим не спешил. Более того, пришлось даже скрыть от тогдашнего начальника локомотивного депо Михаила Яковенко, что такие права вообще у него имеются… Ведь молодому специалисту соответственно полученному образованию предложили работу инженера-технолога, из-за которой его мечта стать машинистом вновь отодвигалась на неопределенный срок. И тогда Виктор попросил начальника разрешить ему поработать в поездах хотя бы для того, чтобы получить права… Но очень быстро тайное стало явным, и Кудрявцеву пришлось-таки занять инженерную должность.

И лишь спустя год он нашел убедительные аргументы для руководства депо, приведя на свое инженерное место сокурсника - ради того, чтобы таки стать помощником машиниста электровоза ВЛ-8. А уже через несколько месяцев Виктор Кудрявцев повел состав машинистом.

Вначале, как и каждый начинающий, Кудрявцев отработал в грузовом движении. А вот когда уже молодой машинист повысил свою классность, ему доверили водить пассажирские поезда. «Машинист обязан провести поезд так, чтобы ни один стакан не упал со стола или, не дай Бог, пассажир с верхней полки не свалился, - рассказывает Виктор Николаевич. – А ведь дороги Донбасса, как известно, не сплошная равнина. И то, насколько комфортно чувствуют себя пассажиры в вагонах, во многом зависит от мастерства машиниста».

О трудностях профессии машиниста локомотива Кудрявцев хорошо знал от своего отца. Но не испугали его ни бессонные ночи, ни работа под постоянной вибрацией. Он знал, что сумеет выдержать тревожное ожидание опасности, которая может подстерегать машиниста и его помощника в дороге. А случиться в дороге может всякое, в том числе и поломка электрооборудования. И пока пассажиры спокойно пьют чай или дремлют в купе, машинист обязан найти выход из положения, создать аварийную схему и продолжить движение, как ни в чем не бывало. Если же все-таки случается вынужденная остановка поезда, у машиниста есть лишь 10 минут на раздумье, в течение которых он должен оценить ситуацию и доложить по рации: сумеет ли он с ней справиться самостоятельно?! Есть, конечно же, на железной дороге для непредвиденных ситуаций вспомогательный поезд. Но его вызов ни за что не обойдется без нагоняя начальства. Поэтому машинисты стараются обходиться своими силами. «Каждый машинист должен досконально знать электровоз и даже в темноте безупречно ориентироваться в нем», - говорит Виктор Кудрявцев.

О чем задумываемся мы, потенциальные пассажиры скорого поезда, собираясь в дорогу? О чем угодно, но только не о том, что успех нашей поездки, как и судьба более чем двух тысяч пассажиров, прежде всего, зависит от профессионализма двух людей, ведущих этот поезд, - машиниста и его помощника.

Но все же бывают случаи, когда даже самые квалифицированные профессионалы своего дела не могут предотвратить нежелательное развитие событий на дороге. Например, когда человек пришел на рельсы, чтобы свести счеты с собственной жизнью. Или кто-то, решив сократить дорогу домой, не заметил приближающийся поезд… А машинист может заметить человека не более чем за 400 м. Он, конечно же, попытается сделать экстренное торможение. Но даже при скорости движения поезда 80 км/ч путь его торможения составляет 1500 м… «Вот и получается такая грустная статистика, что на каждом из нас по 3-4 смерти», - говорит Виктор Кудрявцев, тоже ее повидавший не раз.

В былые годы после такой неординарной поездки машиниста и его помощника отправляли в отгул, предоставляя им возможность отойти от пережитого в дороге. Сегодня на железной дороге создана служба психолога, которая помогает локомотивной бригаде справиться со столь нелегким состоянием души. Психологи участвуют и в формировании поездных бригад, учитывая, чтобы машинист и его помощник были разных типов темперамента, а также, если один из них «сова», то второй обязательно должен быть «жаворонком» - так им двоим легче будет подстраховать друг друга в дороге. Составили психологи и специальные памятки для машинистов и их помощников с рекомендациями, помогающими преодолеть опасное для их профессии состояние ночного дрема.

Ночь, дорога дальняя, мелькают семафоры и светофоры. Но тишины в кабине электровоза быть не должно. Помощник первым называет замеченные на дороге сигналы, машинист дублирует их вслух. Прикрыть на миг глаза никто не имеет права, это ЧП. Но человек – не машина… Поэтому, едва почувствовав легкое расслабление, член локомотивной бригады должен предпринять меры, которые помогут его организму взбодриться, например, умыться, выпить крепкий чай или кофе и около получаса повести локомотив стоя.

Профессия машиниста электровоза и сегодня остается популярной среди молодежи. И зарплата в размере около 4000 грн. тоже играет в этом не последнюю роль. Целеустремленному, толковому парню устроиться на работу в локомотивное депо – реально. Хотя за годы независимости Украины количество локомотивных бригад в Славянске сократилось. «Если в 1988 году, когда я пришел на работу, - констатирует Кудрявцев, - было 86 выдач (явок) грузовых локомотивных бригад в сутки, то сегодня их осталось 10. А вот число пассажирских локомотивных бригад осталось прежним – 15-18 выдач в сутки». Более того, маршруты движения бригад расширили свою географию. В северном направлении славянские машинисты ведут поезда по-прежнему до Лозовой, а вот в южном произошли изменения. Отныне наши бригады водят поезда до Ясиноватой, Донецка, Красноармейска, Красного Лимана, Красной Могилы (через Дебальцево), Луганска, Иловайска.

Вот только для того, чтобы начать восхождение к профессии машиниста локомотива, теперь не достаточно окончить соответствующий факультет Славянского техникума железнодорожного транспорта. Лицензии на подготовку помощников машинистов техникум, к сожалению, не имеет. Зато железнодорожный лицей им.П.Кривоноса (ПТУ № 56) готовит таких специалистов в соответствии с имеющейся у них на то лицензией. Поэтому те ребята, которые по-настоящему заинтересованы в получении профессии помощника машиниста, стараются окончить эти два учебных заведения. «Получается естественный отсев», - комментирует происходящее заместитель начальника локомотивного депо по эксплуатации Кудрявцев и отмечает, что молодежь в депо приходит хорошая, ответственная, хотя не секрет, зачастую пугается того объема знаний, который необходимо ей усвоить для того, чтобы стать хорошим специалистом. «Но ничего невозможного нет!», - оптимистично заключает мой собеседник.

Общаясь с железнодорожниками, я обратила внимание на распространенную в их кругу фразу, которая служит самым веским аргументом в разрешении всех спорных ситуаций: «Так считают деды!». «Деды» - это ветераны труда железной дороги. Их профессиональное мнение для молодежи – закон. А коль преемственность поколений жива, будут долго жить и хорошие традиции среди представителей этой нелегкой, по-своему романтичной и такой почетной профессии.

Ольга ГЕТЬМАНСКАЯ

 

Категория: Мои статьи | Добавил: lokomotivtch-2 (28.07.2009)
Просмотров: 2211 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
GISMETEO: Погода по г.Славянск
Сервисный центр - МОБИУМ

Луганский электровоз 2ЕЛ5 (2ЭС5К)
Copyright MyCorp © 2017